Правительство
может манипулировать обменным валютным курсом, покупая или продавая доллары
на внешних валютных рынках. Возьмем в качестве примера финансовую систему
Соединенных Штатов Америки , как одну из наиболее стабильных и развитых
. Интервенция на внешних валютных рынках проводится под руководством
Управляющего зарубежными операциями Федерального резервного банка Нью-Йорка
под надзором Федерального Комитета Открытого Рынка. Государственное Казначейство
играет ведущую роль в определении характера действий и времени валютной
интервенции, которая воплощается в практическую жизнь ФРС.
Девальвация доллара. Предположим, что Государственное Казначейство США задумало
девальвировать доллар относительно французского франка. Что-бы осуществить продажу
долларов, ФРС свяжется с дилером, специализирую-щимся на торговле иностранной
валютой, предлагая сделку по приобретению франков. На эти франки ФРС приобретает
приносящие прибыль в виде процентов активы, деноминированные во франки, которые
Казначейство добавляет к тем нескольким миллиардам долларов активов, деноминированных
в иностранных валютах, которые ФРС обычно имеет на своем платежном балансе.
ФРС расплачивается за приобретенные иностранные девизы , выраженные во франках,
посредством телеграфного перевода в банк дилера. Таким образом, ФРС обменивает
денежные обязательства, выраженные в долларах , на активы, деноминированные во
франках. В платежном балансе США по внешнеторговым операциям такое мероприятие
будет представлено как рост резервных активов федерального правительства США.
Ревальвация доллара. Пусть Гос. Казначейство США вознамерилось ре-вальвировать
доллар - то есть потребовать от ФРС активно скупать доллары на внешних валютных
рынках вместо того, чтобы продавать их . Процесс ревальва-ции асимметричен процессу
девальвации, с той лишь разницей, что при девальва-ции доллара ФРС может обеспечить
его неограниченное предложение, поскольку ФРС может произвести любое потребное
количество долларов одним росчер-ком пера, а в случае ревальвации доллара сопутствующая
этому продажа ино-странной валюты должна опираться на какой-либо ее источник.
Где же его ис-кать?
Во-первых, можно понизить уровень активов, размещенных в иностранных девизах.
Если ФРС компенсирует иррегулярные продажи иностранной валюты со-ответствующими
закупками ее в других случаях, вполне возможно создать для этих целей достаточный
резервный запас иностранной валюты.
Если резервы иностранной валюты исчерпываются, ФРС может обратиться к другим
источникам. Один из них - так называемое "своп" - соглашение с каким-либо
иностранным центральным эмиссионным банком. В своей сути "своп" - соглашение
- это взаимный межгосударственный краткосрочный кредит, предусматривающий закупку
иностранной валюты на рынке кассовых операций с по-следующим в некоем оговоренном
будущем ее обратным выкупом на рынке срочных сделок. Другой способ изыскания
недостающих средств состоит в про-даже ценных бумаг, размещенных в иностранные
валюты. Альтернативной этому может служить продажа специальных прав заимствования
(СПЗ) - особого вида синтетической международной валюты, выпускаемой Международным
Валютным Фондом с 1970 г. и используемой лишь в операциях между центральными
банками держав, входящих в МВФ. В период активной защиты курса доллара ФРС приходилось
прибегать одновременно к нескольким вышеописанным мероприятиям.
|